Творчество Пришвина |
||
В "Лесной капели" Пришвин писал о своем творчестве: "стал работать в природе и записывать с таким же деловым вниманием, как делают это живописцы в своих этюдах. Я дорожу этими записями, потому что они свидетельствуют о пройденной мною школе родственного внимания, сменившей натурализм моей юности. Когда-то я подходил к природе с биологическими науками и заменял в себе свободную жизнь образов цепью причин. Конечно, я и теперь не отказываюсь от любознательности и пользуюсь научными дисциплинами, но теперь это ничуть не мешает свободному течению образов в процессе моего родственного внимания к жизни природы. Нужно припомнить, сколько усилий было истрачено плохими педагогами, чтобы непосредственную радость восприятия природы заменить схоластикой, живой образ солнца в каждом цветке вытеснить числом тычинок, лепестков, листиков и прилистников... Вот с этой стороны, простой записи на ходу, мне думается, и должны заинтересовать читателя мои записи. Они "сочинялись" прямо на том месте, где заставала меня мысль. Моим любимым методом является работа над поэтическими новеллами в области географического ландшафта. Я интересуюсь этой работой с двух сторон: во-первых, я ищу ту совершенную прозаическую форму, которая может неразрывно слиться с поэтической в музыкальном ритме, образе и отборе словесного материала, и, во-вторых, в этой работе я стремлюсь поэтическим методом войти в область научной микрогеографии". Мне кажется, что этот метод относится не только к "Лесной жизни", но в той или иной мере и ко всем другим сочинениям Пришвина, ибо свободное течение образов родственного внимания к природе представляется важнейшей особенностью и оригинальностью его художественной мысли и поэтики. Пришвин - один из первых пытался разрушить давно сложившийся стереотип понимания природы как чего-то пассивного, мертвого, чисто объективного, лишенного жизненных сил. В природе все лично, вплоть до самих законов природы: даже и эти законы изменяются в живой природе. Убедительные доказательства этому он опять-таки находил в природе и во взаимоотношениях человека и природы. У него человек не просто противостоит природе, борется с нею, чтобы использовать ее богатства себе на потребу, - нет, природа и человек у него связаны сложнейшими взаимоотношениями, тайными и открытыми, вольными и необходимыми. Можно заметить, как, начиная с самых ранних его сочинений и до самых поздних, формируется своеобразная категориальная система взаимоотношений человека и природы, основанных на жизни и проявляющихся в жизни во всем ее многообразии. Пришвин придает природе исключительно важное значение и глубочайший, сокровенный смысл: "В природе рождается человек, и поэтому мы часто говорим: мать-природа. В ней человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов. Значит, природа человеку и мать, и злая мачеха. С этого начались все наши сказки". В творчестве Пришвина, в его рассказах главную роль выполняет природа, так как он считает её главным существом, матерью на Земле. |
||
|