110 лет Новосибирску | ||
В 2003 году Новосибирску, крупнейшему
городу Российской Азии, исполнилось 110 лет. Более века назад российский
император Александр III в рескрипте наследнику престола подчеркнул необходимость
соединить, обильные дарами природы Сибирские области, сетью внутренних рельсовых
сообщений. Так началось строительство Великого сибирского железнодорожного пути.
Первоначально Транссибирская магистраль должна была пересечь Обь в районе
старинного села Колывань. Но по настоянию начальника изыскательской партии
инженера и писателя Н.Г. Гарина - Михайловского, было решено построить мост у
села Кривощеково. Позднее Н.Г. Гарин - Михайловский писал: "Изменение
первоначального проекта - моя заслуга, и я с удовольствием смотрю, что в
постройке намеченная мною линия не изменена". 20 июля 1893 года, в густом
сосновом бору на берегу Оби состоялся молебен по случаю закладки моста, проект
которого был подготовлен профессором Петербургского института путей сообщения
Н.А. Белелюбским. Строительство моста требовало множества рабочих рук. Так и
возник Новониколаевский поселок, впоследствии ставший крупнейшим городом Русской
Азии. Весной 1897 года мост через Обь был открыт для движения. К этому времени
была сооружена станция с паровозным депо и мастерскими. Вскоре большая часть
строителей разъехалась. Но поселок продолжал жить своей особой жизнью, чему в
немалой степени способствовало его удобное, почти идеальное географическое
положение. По Оби, с Алтая и из ближайших деревень, сюда свозилось огромное
количество зерна для последующей транспортировки по железной дороге. Торговый
капитал, активно осваивая зону Великого сибирского пути, превратил маленький
поселок в город, статус которого был получен в декабре 1903 года. Новониколаевск
становился местом сосредоточения банковского капитала. Если в 1906 году в городе
имелся единственный Сибирский банк, то в 1915 году здесь уже действовали 5
коммерческих и 2 земельных банка. Население Новониколаевска росло столь быстро,
что первый городской голова В. Жернаков отмечал: "Он правильно получил кличку
"Американского города". В 1897 году, к моменту открытия движения по мосту,
поселок насчитывал 7,8 тысяч жителей; безуездный город Новониколаевск в 1903
году - 22 тысячи; город с правами самоуправления в 1907 году - 47 тысяч. Ко
времени Февральской революции Новониколаевск был уже 80-ти тысячным городом:
торгово-промышлеиным и транспортным узлом, в котором помимо предприятий по
переработке сельскохозяйственного сырья, городской электростанции,
чугунолитейного завода "Труд", товарной биржи, банков, торговых и
судовладельческих фирм, имелись 7 православных храмов, костел, несколько
синематографов, 40 начальных школ, гимназия, учительская семинария, реальное
училище Имени Дома Романовых. Примечательно, что еще в 1913 году Новониколаевск,
одним из первых в Российской империи, ввел обязательное начальное образование.
Даже в 1915-1917 годах, город продолжал свое спокойное и благополучное развитие.
Магазины были полны товаров, базары - завалены хлебом, мясом, салом.
Разбогатевшие на военных поставках новониколаевские купцы намечали строительство
трамвайной линии, а жители
города обсуждали
возведение Дома инвалидов. Эта стройка, кажется, волновала новониколаевцев
больше, чем война и революция. Наверное поэтому они без особого энтузиазма
восприняли весть о том, что в столице России к власти пришли большевики. Тем не
менее, город не смог остаться в стороне от политических и социальных потрясений.
В декабре 1917 года новониколаевский Совет взял власть в свои руки. А затем в
город пришла гражданская война. В мае 1918 года Новониколаевск перешел в руки
поднявшего мятеж корпуса чехословацких военнопленных и белогвардейцев. Город
стал важным опорным пунктом 500-тысячной армии адмирала Колчака. В декабре 1919
года Новониколаевск был взят Красной Армией. Безумие гражданской войны приобрело
самые чудовищные формы. "Белый" и "красный" террор, боевые действия, жесточайшие
эпидемии тифа и холеры унесли тысячи жизней. Мост через Обь оказался взорванным.
Впервые за всю историю Новониколаевска, его население сократилось. Город ожил
только после 1921 года, с приходом новой экономической политики. Новониколаевск
вновь превратился в торгово-промышленный и транспортный узел, куда стягивались
тысячи крестьянских возов с зерном и маслом. Разбежавшиеся по окрестным деревням
рабочие возвращались в депо и на фабрики. В город переезжают из Омска Сиббюро ЦК
ВКП и Сибревком. В 1925 году, с образованием огромного Сибирского края,
раскинувшегося от болот Васюганья до Забайкальских степей, Новониколаевск
становится его административным центром. В 1926 году утверждается новое название
города - Новосибирск.
Статус административного центра Сибири решительно повлиял на внешний облик
города. В его застройке впервые появляются монументальные 3-х, 4-х и 5-ти
этажные здания, замечательные по своей архитектуре. По проектам талантливых
сибирских архитекторов, возглавляемых профессором А.Д.Крячковым, возводятся Дом
Ленина. Дворец Труда (ныне НГИВТ), Доходный дом (гостиница Центральная).
Сибревком (картинная галерея), Сибкрайсоюз (Дом Книги) и другие. В эпоху
сталинской индустриализации, Новосибирск из торгового превращается в
индустриальный центр Сибири. Здесь строятся промышленные гиганты - "Сибкомбайн",
Завод горного оборудования, множество предприятий металлообрабатывающей, легкой
и пищевой промышленности, мощная ТЭЦ. В Новосибирск во время голода 1932-1933
годов прибыло свыше 170 тысяч новоселов. Они селились на окраинах города в
землянках, засыпушках, бараках. Как грибы после дождя росли трущобы - Большая и
Малая Нахаловки. Но центр Новосибирска по-прежнему застраивался помпезными
зданиями административных учреждений, призванных на века утвердить незыблемость
сталинской власти. К счастью, сибирским архитекторам и их признанному лидеру
А.Д.Крячкову вполне хватало выдумки и фантазии, чтобы возводить здания, которыми
и сейчас гордятся горожане. В 1954 году улицы и площади Новосибирска пересекли
трамвайные рельсы - крупнейший город Сибири, население которого достигло 287
тысяч человек, остро нуждался в этом виде транспорта. В годы Великой
0течественной войны Новосибирск превращается в мощный боевой арсенал Красной
Армии. В 1941 -1942 годах в город было эвакуировано 50 промышленных предприятий,
в том числе Краматорский завод тяжелого машиностроения, "Запорожсталь",
Сестрорецкий инструментальный завод, "Электросигнал" из Воронежа, Краснодарский
станкостроительный им. Седина. Новосибирск предоставил кров более чем 140
тысячам беженцев. Старые промышленные предприятия расширялись и
реконструировались. Новосибирский авиазавод им. Чкалова, выпускавший в военные
годы истребители Як-3, Як-7, Як-9, стал одним из крупнейших в стране. В 1945
году предприятия Новосибирска давали продукции больше, чем предприятия
Алтайского края и Омской области, вместе взятые. В Новосибирске работали в
эвакуации Ленинградский драматический театр им. А.С.Пушкина, Центральный детский
театр, был создан Западно-Сибирский филиал АН СССР. В 1941 - 1945 годах в городе
было развернуто 26 госпиталей, в которых прошли лечение свыше 112 тысяч воинов.
В эти годы окончательно складывается индустриальная специализация Новосибирска
как центра машиностроения, электро-, и радиотехнической промышленности. На
основе ранее эвакуированных и вновь построенных предприятий вырастают новые
гиганты индустрии - металлургический завод им. А.Н.Кузьмина, завод им.
А.Н.Ефремова ("Тяжстанкогидропресс"), турбогенераторный ("Сибэлектротяжмаш"),
химические предприятия. Продолжала возрастать роль Новосибирска и как
крупнейшего в Сибири транспортного узла. Семь погрузочных станций в пределах
города, и самая большая на востоке страны Инская сортировочная станция,
перерабатывали огромное количество грузов. Как единый градостроительный
комплекс, Новосибирск стал складываться только после 1955 года, с возведением
коммунального моста через Обь. С этого времени город вступил в полосу коренного
обновления благоустройства. Строительная деятельность перешла на индустриальную
основу. Крупнопанельное домостроение стало основным видом жилищного
строительства. Под воздействием строек изменяется его природное окружение. В
середине 50-х годов близ Новосибирска возводится ГЭС мощностью в 400 тыс.кВт,
которая приводит к образованию обширного водохранилища - Обского моря. Проблем
энергоснабжения города ГЭС, впрочем, не решила, зато породила много иных.
Оказались затоплены плодородные земли, гибнут реликтовые боры, из-за
возникновения огромного равнинного водного пространства в полтора раза возросла
скорость ветра. В 1957 году на берегу Обского моря году началось строительство
крупнейшего научного центра Сибирского отделения АН СССР, получившего название
Академгородок. Здесь возникло 14 комплексов научных институтов, университет,
жилые районы и общественные здания, торговый центр и Дом ученых. Территория и
население Новосибирска еще более возросли. В начале 60-х годов численность
жителей города достигла миллиона человек. В последующие годы в городе создаются
новые архитектурные комплексы, научные центры Академий медицинских наук и
Академии сельскохозяйственных наук. В 1979 году начинается строительство
Новосибирского метрополитена. Первая его линия вошла в строй в 1985 году.
Новосибирск продолжает развиваться. В городе вновь появились коммерческие банки,
биржи, частные фирмы. Теперь будущее Новосибирска, как и будущее России, связано
с новой социально-экономической системой.
|
||
|